Если глазные яблоки не могут полностью расслабиться, то мозг тоже не может быть расслаблен. Если мозг неспособен расслабиться, то глазные яблоки не смогут полностью расслабиться.

Шен Янь. Вводная беседа

Бесформенное покаяние

Покаяние считается одной из важных дзенских практик.

Кому-то это покажется странно, ведь во многих книжках дзен представляют как «учение, которое ничего не признаёт». Если ничего не признаёшь – в чём же каяться?

Каков смысл практики покаяния? В каких случаях её стоит применять? Как именно?

В «Сутре помоста Шестого Патриарха» есть раздел о покаянии (в поздних редакциях сутры это глава 6; в ранней, дуньхуанской версии это п.22 и др.). Там очень краткая версия практики, поэтому она хорошо подходит для повседневного применения. Но есть много разных переводов, с довольно разными смыслами. Какой же текст взять русским практикующим?

Вот небольшая подборка материалов, чтобы помочь разобраться в этих вопросах.

Покаяние и скромность. (Мастер Шен Янь)

Пер. по http://www.chancenter.org/chanctr/ddp/chanmag/sum1999.html

Регулировка тела и ума медитацией может ослабить волнения (омрачения) и, в конце концов, привести к мудрости. Для этого вам нужны правильные представления, и вам нужны методы. Чаньские представления и методы переплетаются: представления направляют использования метода, а метод должен согласоваться с представлениями.

В чань-буддизме есть несколько средств для регулировки ума. Первый – покаяние. Второй – устремление, или обеты. Третий – великая решимость. Если вы используете метод хуатоу, четвёртый – великое сомнение. И последний – передача заслуги (добродетельной энергии).

Эти средства и начинаются, и заканчиваются на точке зрения непостоянства, страдания и пустотности. Будда Шакьямуни учил о непостоянстве всего, особенно наших мыслей. Не понимать непостоянства значит ослеплять себя для страданий; понимать непостоянство – значит начать путь к освобождению. Непосредственно переживать непостоянство – значит стать просветлённым. Используйте это понимание, чтобы провести себя к великому освобождению, великой мудрости и великому состраданию.

Без чувства стыда и скромности у покаяния нет силы, это бессмысленный ритуал. Стыд и скромность приходят, когда мы осознаём, что делали то, чего не стоило делать; и осознаём, что не делали того, что сделать стоило. Мы осознаём, что, когда мы повредили или не смогли помочь себе, мы также повредили или не смогли помочь другим. Итак, у покаяния две стороны: сторона себя и сторона других; наше раскаяние чувствуется с обеих сторон. Чтобы породить стыд и скромность, нам нужно самонаблюдение – видеть себя, как мы есть.

Некоторые люди могут казаться очень хорошими практикующими, но иметь отрицательную самооценку и принижать себя. Это не настоящие стыд или скромность. На самом деле, этим можно повредить себе и другим. Без самонаблюдения им может быть трудно осознать свою ошибку, развить стыд и скромность и покаяться. Для таких людей практика очень трудна.

Настоящее покаяние – это принятие ответственности за наши действия и принятие решения измениться. Это показывает, что вы понимаете работу кармы, причины и следствия. Вы больше не прячетесь от того факта, что рано или поздно пожнёте последствия. Большинство людей думает, что каяться нужно только за наши дурные дела. Но последователи Махаяны каются и за то, что им следовало сделать, но они не сделали. Это промахи в сострадании, потерянные шансы исполнять наш обет помощи чувствующим существам. За эти упущения нам тоже нужно каяться. Покаяние – это обоюдоострый меч: он укрепляет нашу решимость практиковать и питает наше сострадание к другим.

Дополнительные материалы

Практика покаяния 35 Будд:
http://fpmt.spb.ru/dharma/practice/22/
и со всякими подробностями:
http://abhidharma.ru/A/Buddha/Content/35%20Budd.htm
Рекомендую: на этой же страничке есть ссылки на обеты бодхисаттвы в расширенной (тибетской) версии, очень интересно.

Беседы дзенских учителей на английском языке:

Сестра Вэл Шимански. Бесформенное покаяние
http://bamboointhewind.org/teaching_formless.html

Дзёсё Пэт Фелан. Практика покаяния
http://www.chzc.org/pat58.htm

Мастер Гильберт Гутьеррес. Разные вопросы о дзене
http://dharmatalks.riversidechan.org/2015/10/dharma-talk-october-5-2015-chan.html

Из серии телепередач «Великий Барабан Дхармы» (беседы с Мастером Шен Янем)
– на китайском языке, с английскими субтитрами –

GDD-63. Зачем нам практиковать покаяние? Как именно?
https://www.youtube.com/watch?v=e2zaLcgBEfo

GDD-64. Буддийские ритуалы покаяния
https://www.youtube.com/watch?v=awWAVex4L9o

Различные переводы текста «Бесформенное покаяние» (отрывок из «Сутры помоста Шестого Патриарха»)

Вот некоторые существующие переводы (с английских версий перевод мой – Постоянного Озарения).

1. Волкотрубов

(Поздняя версия сутры).

А сейчас я передам вам бесформенное покаяние, чтобы уничтожить ваши грехи прошлого, настоящего и будущего и обрести чистую карму мысли, слова и дела.
Ищущие истину!
Произносите за мной то, что я скажу:
Я, ученик (имя), в прошлом, настоящем и будущем не загрязняюсь глупостью и заблуждениями. Я раскаиваюсь во всех прошлых грехах своей злой кармы, совершённых из-за глупости и заблуждений. Желаю, чтобы эти грехи были в мгновение уничтожены и никогда не совершались вновь.
Я, ученик (имя), в прошлом, настоящем и будущем не загрязняюсь безумной гордостью. Я раскаиваюсь во всех прошлых грехах своей злой кармы, совершённых из-за безумной гордости. Желаю, чтобы эти грехи были в мгновение уничтожены и никогда не совершались вновь.
Я, ученик (имя), в прошлом, настоящем и будущем не загрязняюсь завистью. Я раскаиваюсь во всех прошлых грехах своей злой кармы, совершённых из-за зависти. Желаю, чтобы эти грехи были в мгновение уничтожены и никогда не совершались вновь.
Ищущие истину!
Это называется бесформенным покаянием (санскр. Ксама Яти). Поговорим о том, что называется Ксама и что называется Яти. Ксама – это покаяние в прошлых грехах. Покаяние во всех прошлых грехах своей злой кармы, совершённых из-за глупости, заблуждений, безумной гордости, зависти, с пожеланием никогда не совершать их вновь – это называется Ксама. Яти – это раскаяние во всех своих будущих грехах злой кармы, совершаемых из-за глупости, заблуждений, безумной гордости, зависти. Мы сегодня уже прозрели, поэтому навсегда отсекаем эти грехи, и никогда не будем совершать их вновь. Это называется Яти.
Итак, это то, что называется Ксама Яти. Простые люди пребывают в глупости и заблуждениях. Они знают только, что нужно покаяться в прошлых ошибках, но не знают, что нужно ещё раскаяться в будущих ошибках. Поскольку они не раскаиваются в будущих ошибках, поэтому, не искупив ещё прошлые грехи, в будущем они совершают новые. А раз у них не искуплены прошлые грехи, но и совершаются новые грехи, как же мы можем тогда назвать это покаянием (Ксама Яти)?

2. Абаев

(Ранняя, краткая – дуньхуанская версия).
http://www.daolao.ru/Huineng/sutra_pomosta_abaev.htm

§ 22. А сейчас, поскольку я уже объяснил вам четыре [великих] обета, я дам вам внезнаковое (у-сян) покаяние, которое уничтожит грехи трех миров». Великий наставник сказал: «Благомудрые друзья!
Если ваши прошлые мысли, будущие мысли, нынешние мысли, если весь поток мыслей не омрачен (загрязнен) заблуждениями и в своей природе вы сразу (мгновенно) отбросили все прошлые дурные деяния, то это и будет покаяние. Если ваши прошлые мысли, будущие мысли, нынешние мысли, если весь поток мыслей не омрачен заблуждениями и вы навсегда освободили свое сознание от прошлых ложных представлений, это и будет называться покаянием собственной природы. Если ваши прошлые мысли, будущие мысли, нынешние мысли, весь поток мыслей не омрачен завистью (недоброжелательством) и в своей природе вы отбросили всю прошлую недоброжелательность, это и будет покаяние.
Таково внезнаковое покаяние. Благомудрые друзья! Что в этих вратах Учения называется покаянием (чань-хуэй)? «Взывать к милосердию» (чань) — это значит в течение всей жизни не совершать [дурных поступков]. «Раскаиваться» (хуэй) — это значит знать о своих прошлых ошибках и дурных деяниях и никогда не выбрасывать их из своего сознания. Но бесполезно исповедоваться об этом в словах перед [изображением] Будд. В этих вратах моего Учения покаянием называется никогда не совершать дурных деяний.

(Ещё один, похожий перевод — Еше Нинбо http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=22166)

3. Маслов

(Поздняя версия сутры).

Теперь настала пора преподать вам «покаяние вне проявлений». Как только вы сумеете уничтожить прегрешения всех трех миров, в тот же момент достигнете чистоты и незамутненности трех карм. О, глубокомудрые! Пусть каждый из вас вслед за мной повторит следующие слова: «Я, ученик, обещаю, что с этого момента мысли о прошлом, настоящем и будущем не загрязнят [мое сознание] различными заблуждениями. С этого момента я приношу искреннее покаяние в прегрешениях, порожденных таким дурным делом как заблуждения, желаю уничтожить их раз и навсегда и вовек не возвращаться к ним. Я, ученик, обещаю, что с этого момента мысли прошлого, настоящего и будущего не загрязнят мое сознание чувством гордыни. С этого момента я искренне раскаиваюсь во всех прегрешениях, возникших из-за такого недоброго дела как гордыня, желаю уничтожить её раз и навсегда и вовек не возвращаться к ней. Я, ученик, обещаю, что с этого момента мысли о прошлом, настоящем и будущем не загрязнят меня чувством зависти. Я искренне раскаиваюсь во всех прегрешениях, порожденных таким недобрым делом как зависть, желаю уничтожить её раз и навсегда и вовек не возвращаться к ней».

4. Лю Гуань Юй

Перевод по англ. тексту в:
Lu K'uan Yü. Ch'an and Zen Teaching - Series Three, pp. 9-102.
http://terebess.hu/zen/mesterek/altar_sutra_part1.pdf
http://terebess.hu/zen/mesterek/altar_sutra_part2.pdf

[Шестой Патриарх сказал:] Учёные друзья, повторяйте за мной:

Я, такой-то, ученик Будды. Пусть наши прошлые, нынешние и будущие мысли – все наши мысли – будут свободны от пятен неведения и заблуждений. Сейчас мы искренне раскаиваемся в наших прошлых дурных делах, словах и мыслях – вызванных нашими неведением и заблуждениями. Пусть все эти промахи немедленно уничтожатся, и пусть неведение и заблуждения никогда больше не возникнут.
Я, такой-то, ученик Будды. Пусть наши прошлые, нынешние и будущие мысли – все наши мысли – будут свободны от пятен высокомерия и обмана. Сейчас мы искренне раскаиваемся в наших прошлых дурных делах, словах и мыслях – вызванных нашими высокомерием и обманом. Пусть все эти промахи немедленно уничтожатся, и пусть высокомерие и обман никогда больше не возникнут.
Я, такой-то, ученик Будды. Пусть наши прошлые, нынешние и будущие мысли – все наши мысли – будут свободны от пятен зависти и ревности. Сейчас мы искренне раскаиваемся в наших прошлых дурных делах, словах и мыслях – вызванных нашими завистью и ревностью. Пусть все эти промахи немедленно уничтожатся, и пусть зависть и ревность никогда больше не возникнут.

5. Макрей

Перевод по англ. тексту в:
http://terebess.hu/zen/PlatformMcRae.pdf
Translated by John R. McRae

[Шестой Патриарх сказал:] Добрые друзья, повторяйте все вместе за мной, в один голос:

От прошлых мыслей к нынешним мыслям и до будущих мыслей, в каждый миг мысли мы не подвержены загрязнениям глупости. Мы, ученики, каемся во всех своих проступках глупости и дурных делах прошлого. Мы молим, чтобы все они были мгновенно уничтожены и никогда больше не возникли.
От прошлых мыслей к нынешним мыслям и до будущих мыслей, в каждый миг мысли мы не подвержены загрязнениям нечестности. Мы, ученики, каемся во всех своих проступках нечестности и дурных делах прошлого. Мы молим, чтобы все они были мгновенно уничтожены и никогда больше не возникли.
От прошлых мыслей к нынешним мыслям и до будущих мыслей, в каждый миг мысли мы не подвержены загрязнениям зависти. Мы, ученики, каемся во всех своих проступках зависти и дурных делах прошлого. Мы молим, чтобы все они были мгновенно уничтожены и никогда больше не возникли.

6. Ямпольский

Перевод по англ. тексту в:
http://terebess.hu/zen/PlatformYampolsky.pdf
Translated by Philip B Yampolsky

(Дуньхуанская версия).

Мастер сказал:

Добрые друзья, если во прошлых мыслях, нынешних мыслях и будущих мыслях, если в мыслях [следующих] одна за другой вы не запятнаны заблуждением и сразу отбрасываете своей собственной природой прошлые дурные действия, вот поиск прощения.
Если во прошлых мыслях, нынешних мыслях и будущих мыслях, если в мыслях одна за другой вы не запятнаны неведением и навсегда отбрасываете свои прошлые высокомерные умы, это называется искать прощения собственной природой.
Если во прошлых мыслях, нынешних мыслях и будущих мыслях, если в мыслях одна за другой вы не запятнаны завистью и собственной природой отбрасываете прошлые чувства зависти, это поиск прощения.

(Повторите это трижды).

7. Клири

Перевод по англ. тексту в:
http://terebess.hu/zen/HuinengCleary.pdf
Translated by Thomas Cleary

[Шестой Патриарх сказал:] Добрые друзья, повторяйте все вместе за мной:

От прошлого мгновения мысли, нынешнего мгновения мысли, будущего мгновения мысли, от [одного] мгновения мысли до [другого] мгновения мысли, я не буду подвергаться влияниям безрассудства и заблуждений. Я раскаиваюсь во всех былых безрассудстве и заблуждениях – и в других вызванных ими ошибках. Я молюсь, чтобы они исчезли все сразу и никогда больше не появлялись.
От прошлого мгновения мысли, нынешнего мгновения мысли, будущего мгновения мысли, от [одного] мгновения мысли до [другого] мгновения мысли, я не буду подвергаться влияниям самомнения и обмана. Я раскаиваюсь во всех прошлых дурных делах, связанных со зловредными самомнением и обманом. Я молюсь, чтобы они исчезли все сразу и никогда больше не появлялись.
От прошлого мгновения мысли, нынешнего мгновения мысли, будущего мгновения мысли, от [одного] мгновения мысли до [другого] мгновения мысли, я не буду подвергаться влияниям ревности и зависти. Я раскаиваюсь во всех прошлых дурных делах, связанных со зловредными ревностью и завистью. Я молюсь, чтобы они исчезли все сразу и никогда больше не появлялись.

8. Прочие

http://terebess.hu/zen/PlatformHua.pdf
Translated by Heng Yin, with commentary by Hsüan Hua
Перевод – ничего особенного, хотя комментарий хорош, не без юмора.

http://www.katinkahesselink.net/tibet/hui_neng6.html
Перевод A.F.Price and Wong Mou-Lam – примерно такой же, как другие. «Обман» там упоминается скорее как нечестность, неискренность: dishonesty (asatya).

Бесформенная практика. (Мирянин Постоянное Озарение)

Что значит бесформенная практика?

Ум не должен вовлекаться в охваченность формами.

Например, попадая в разные ситуации, мы чувствуем себя в определённом положении, в определённой роли и т.д.

Именно от этого возникают ощущения затруднений и несвободы.

Мы воспринимаем там «реальные проблемы». Но эти проблемы – конструкции ума. Мы можем ясно увидеть это, когда переходим на непосредственное созерцание того, что есть в этот миг. Тело и окружающее. Непосредственные ощущения в этот миг.

В этом мгновении нет проблем. Например, если нас давят заботы и поэтому мы ссутулились, нам не нужно сначала искать какие-то выходы. Мы можем сразу расправить плечи.

Так же и во всём остальном: вместо контакта с реальностью через конструкции проблем, где мы встраиваемся в колею шаблонов – мы просто сдвигаем то, что нужно сдвинуть в этот миг.

Вместо контакта с реальностью, мы сами становимся реальностью. Как это и было всегда.

Свободный дух – это не-охваченность никакими формами и ситуациями, никакими положениями, ролями и чувствами, которые из них возникают.

Так, в «бесформенности», то есть, без наложения на нас шаблонов и оков, есть только реальное-чистое состояние явлений в этот миг, без наложения на них проекций ума.

В таком восприятии мы не стремимся чему-то следовать, подражать, быть чем-то…

Нас не удручают прошлые положения. Не удручают будущие положения.

Все шаблоны и образы себя откладываются, и освобождается место для проявления живой потребности момента.

Мы чутко следуем сигналам тела и окружающего.

Итак, это, с одной стороны, не охваченность проблемами – формами. А, с другой стороны, текучая всеобщность – никакой пассивности или отгороженности от чего-то. Иначе это была бы охваченность формой, не настоящая свобода.

Свободный дух, бесформенность – это равновесие, гармония в этот миг. Они удерживаются благодаря чуткости и текучести.

Вариант краткой практики покаяния

Вариант примерный, отзывы и предложения принимаются. – Постоянное Озарение

(Весь текст можно читать с ладонями, сложенными перед грудью. Если нужно держать текст перед собой, его держат, например, между указательными и средними пальцами при сложенных ладонях, или двумя руками как обычно).

Вступление
(По желанию).

(Поклон).

Я, такой-то, в течение бесчисленных жизней совершал тяжкие проступки.

Я убивал, ранил и вредил здоровью чувствующих существ. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Я воровал, разрушал и неразумно использовал имущество, время и силы чувствующих существ. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Я совершал сексуальные злоупотребления, негодными способами, с негодными партнёрами или с негодной мотивацией. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Я лгал, оскорблял, сеял рознь и болтал впустую. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Я употреблял опьяняющие вещества и развивал привычки неосознанности. Я приказывал и побуждал других это делать и радовался таким действиям.

Эти и другие мои действия вели к страданиям чувствующих существ.

Перед бесчисленными буддами, бодхисатвами и чувствующими существами я раскаиваюсь и смиренно простираюсь.

(Простирание).

Бесформенное покаяние

Я, ученик собственной природы такой-то, в мыслях прошлого, настоящего и будущего, от одного мгновения мысли до другого я не подвержен безрассудству и заблуждениям. Я раскаиваюсь в былых безрассудстве и заблуждениях и вызванных ими ошибках. Пусть они мгновенно исчезнут и никогда больше не появляются.

(Простирание).

Я, ученик собственной природы такой-то, в мыслях прошлого, настоящего и будущего, от одного мгновения мысли до другого я не подвержен самомнению и неискренности. Я раскаиваюсь в былых самомнении и неискренности и вызванных ими ошибках. Пусть они мгновенно исчезнут и никогда больше не появляются.

(Простирание).

Я, ученик собственной природы такой-то, в мыслях прошлого, настоящего и будущего, от одного мгновения мысли до другого я не подвержен зависти и ревности. Я раскаиваюсь в былых зависти и ревности и вызванных ими ошибках. Пусть они мгновенно исчезнут и никогда больше не появляются.

(Простирание).

(Вышеуказанные три абзаца с простираниями можно повторять – например, всего по три раза. В этом случае возможен такой вариант:

Пять предписаний
(Принимаются по желанию).

Я обязуюсь не убивать и избегать вредить чувствующим существам, но стараться защищать их от вреда.

Я обязуюсь не воровать и избегать брать то, что не дано, но стараться заботиться о разумном использовании ресурсов.

Я обязуюсь не совершать сексуальных злоупотреблений и избегать действовать из страсти, но стараться устанавливать отношения на основе сострадания.

Я обязуюсь не лгать, не оскорблять, не сеять рознь и не болтать попусту, но стараться говорить слова мудрости и любящей доброты.

Я обязуюсь не употреблять опьяняющие вещества, но стараться раскрывать осознанность всего пространства.

(Простирание).

Посвящение заслуг
(Обычно делается в завершение сеанса практики, или в завершение последнего сеанса за день. Формулировка посвящения заслуг может быть различной, по желанию. Например:)

Пусть благодаря этой практике все чувствующие существа освободятся от страданий и полностью пробудятся!

(Поклон).