Если ты болен, то что можешь сделать, кроме как вызвать врача и постараться выздороветь? Если ты не болен, то стараешься оставаться здоров, но не стоит волноваться из-за того, что можешь заболеть. Если ты болен, не жалуйся и не сравнивай себя с другими. Применяя такое отношение в повседневной жизни, ты будешь счастливее.

Шен Янь. Без мыслей про обретения и потери – свобода от сансары

Zen Buddhist Practice 002. Awakening

Lesson №002 on Zen practice methods.

Brief English text of the talk (without exercises at the beginning) see below.

 

Zen Buddhist Practice, lesson 002. Awakening

At the previous lesson we discussed how to clean up in our mind some free space for the practice. But usually that free space keeps being free not for long. Habitual concerns or reactions arise, which bring the mind back into cluttered state, with weak awareness.

In those loaded and weakly aware states we lose a lot of time, experiencing something that Buddhism calls dukkha – suffering, dissatisfaction, disharmony.

Buddhist practice offers healing from disharmony, from dissatisfaction, from suffering. But you might say, it's not possible: liberation from suffering is a lie or self-deception. We live in real world, and various conditions can happen.

Indeed, it's not always possible to avoid pain. Pain can happen, conditions can bring it. But suffering is something that spins on top of pain, created by extra processes of the mind. It's possible to be experiencing pain but not losing harmonious, wholesome overall feeling.

Here is the essence of the Buddhist path: not hoping for complete disappearance of unpleasant sensations, not trying to wall from them or to hide. But to accept the pleasant and the unpleasant without grasping, without excessive agitations or exaggerations. Then pain would be just a small signal, natural signal of self-regulation. For example, fire burns a hand. It's a signal for withdrawing the hand – that's it. When we sensitively perceive and answer to signals, then we don't remain in unwholesome states. Painful signals don't grow and don't remain. Imagine that a hand of a person lies in fire, and he suffers: «Oh, it's painful, oh, how I'm suffering!» The man suffers more and more, he could reason about unavoidable nature of suffering, instead of just withdrawing the hand. This example seems silly, it couldn't happen, but actually it happens like that with human suffering in ordinary life. Instead of answering the signal, correcting situation and walking further, people keep suffering. Some people dream of getting rid of any pain at all, forever. Some spiritual teachers promise that practice would transfer you to another world, where pains don't exist at all.

In his youth the Buddha studied under hermits who taught to not depend on body's signals. Buddha learned to live on one grain of rice per day. Though the hunger was very painful, he learned to not depend on hunger. But his body was dying from starvation. Thus Buddha realized that that way had no sense. Buddha accepted the body and the environment: when you sense something pleasant – you accept that «pleasant» phenomenon; when you sense something unpleasant – you accept that «unpleasant» phenomenon. Not trying to hide somewhere, to run away; not losing harmony. And then all those pleasant and unpleasant things don't grow and don't [overwhelmingly] embrace you, don't enslave you.

That is the true path of liberation from suffering. The pleasant and the unpleasant are just small signals, particularities which naturally come and go. Without ill reacting they pose no problems.

But we have habits to be embraced by pleasant things, to cling to them, so after that releasing is painful. And we have habits to battle against unpleasant things, so that a little signal can grow to the scale of universal catastrophe.

Thus the real problem is not in what conditions happen to be. The problem is how the processes of our mind go. Do we cling and get enslaved – or we remain free and in harmony.

So, that is the real question: how to remain in harmony and contentment? Whatever conditions happen?

A simple answer – realize your emptiness. In fact, there are no hooks which could really hook us. It's like space: anything could go through space – storms, tornadoes, but the space itself doesn't become stormy and doesn't get carried away.

Only we ourselves manifest some hooks, we identify ourselves with something, and then something start to hook us.

There was an interesting story of Huineng. He awakened without any Buddhist practices and meditations. He just gathered wood in forests, sold it and thus made living. Once he heard a monk reading «Diamond Sutra» in a house:

– Abiding nowhere, give rise to the mind.

(Or, as I prefer to translate it, "let the mind appear", or "let the mind manifest").

Huineng heard it: «abiding nowhere». But I am here; how possible is to be nowhere? «Let the mind manifest».

What does actually manifest here?

Could you realize that here is no «you»?

What does manifest here?

«Mind» in Chinese is the same word as «heart».

Let the heart manifest.

All this what is being perceived now – is it the heart?

If you imagine all this in frozen state, then this is a collection of objects.

The heart is one of the items, it's in the chest.

But in the flux there are no frozen objects.

No abode anywhere.

No item «heart», no item «me», no «mind».

What manifests – that manifests.

This is that. Let it manifest.

And then there are no hooks, nobody to suffer. Nobody to be not free.

Try to realize, to memorize and to apply this phrase. «Abiding nowhere, let the mind manifest».

It means «manifesting is that, what is manifesting».

Pain from fire manifests. Withdrawing of hand manifests.

There is no lack of freedom.

There is no need to liberate.

You are abiding nowhere; manifests what manifests.

Третья из четырёх практик Бодхидхармы – это практика бескорыстия, или "не ищущая [выгоды]". В Китае есть поговорка: "Родители растят детей, чтобы те помогали им в старости, и люди накапливают пищу на случай голода".

Шен Янь. В духе чаня

Практика дзен-буддизма 002. Пробуждённость

Урок 002 по методам дзенской практики.

Краткий текст беседы (без упражнений) см. ниже.

 

Практика дзен-буддизма, урок 002. Пробуждённость

На прошлом уроке мы говорили о том, как расчистить в уме свободное место для практики. Но обычно это свободное место держится недолго. Возникают какие-то привычные заботы или реакции, которые возвращают ум в загруженное состояние, со слабой осознанностью.

В этих загруженных и слабо осознанных состояниях мы теряем массу времени и переживаем то, что в буддизме называется дукха – страдание, неудовлетворённость, разлад.

Буддийская практика предлагает исцеление от разлада, от неудовлетворённости, от страданий. Но кто-то скажет, что это невозможно, что освобождение от страданий – это обман или самообман. Ведь мы живём в реальном мире, и обстоятельства могут складываться по-всякому.

Но дело тут вот в чём. Боль может появляться, обстоятельства могут приносить боль. Однако страдания – это то, что накручивается на боль – дополнительными процессами ума. Можно испытывать боль, но не терять гармоничного, ладного ощущения.

В этом суть буддийского пути: не надеяться на полное исчезновение неприятных ощущений, не пытаться закрыться от них или спрятаться. Но принимать приятное и неприятное без цепляний, без лишних возбуждений и преувеличений. Тогда боль будет просто небольшим сигналом, естественным сигналом саморегулировки. Например, огонь обжёг руку. Это сигнал, чтобы отдёрнуть руку – вот и всё. Когда мы чутко воспринимаем и отвечаем на сигналы, то не остаёмся в болезненных состояниях. Болезненные сигналы не разрастаются и не остаются. Представьте себе, что у человека рука лежит в огне и он мучается: «Ох, мне больно, ох, как я страдаю!» Человек страдает всё больше и больше, он может рассуждать о неизбежности страданий, вместо того, чтобы просто отдёрнуть руку. Кажется, это нелепый пример, и так не может быть, но примерно так и происходит со страданиями людей в обычной жизни. Вместо того, чтобы ответить на сигнал, исправить ситуацию и пойти дальше, люди продолжают страдать. Кто-то мечтает избавиться от боли вообще, в принципе. Некоторые духовные учителя обещают, что практика перенесёт вас в другой мир, где боли вообще не бывает.

Будда в молодости учился у отшельников, которые учили не зависеть от сигналов тела. Будда научился обходиться одним зёрнышком риса в день. Хотя голод был очень мучителен, он научился не зависеть от голода. Но его тело умирало от истощения. Поэтому Будда понял, что это бессмысленный путь. Будда принял тело и обстоятельства: когда ощущаешь приятное – принимаешь приятное; когда ощущаешь неприятное – принимаешь неприятное. Не пытаешься куда-то спрятаться, убежать, не теряешь гармонии. И тогда все эти приятные и неприятные вещи не разрастаются и не охватывают, не порабощают тебя.

Вот настоящий путь освобождения от страданий. Приятное и неприятное – это просто небольшие сигналы, частности, которые естественно приходят и уходят. Без болезненного реагирования они не создают проблем.

Но мы привыкли захватываться приятным, цепляться за него, так, что отцепляться потом больно. И мы привыкли сражаться с неприятным, так, что маленький сигнал может разрастись до масштабов вселенской катастрофы.

Поэтому настоящая проблема не в том, как сложились обстоятельства. Проблема в том, как идут процессы нашего ума. Цепляемся мы и порабощаемся – или остаёмся свободны и в гармонии.

Итак, вот настоящий вопрос: как оставаться в гармонии и удовлетворённости? Какие бы ни случались обстоятельства?

Простой ответ – осознать свою пустотность. На самом деле, нет крючков, за которые нас можно по-настоящему зацепить. Это как пространство: через пространство может проходить, что угодно: буря, смерчи, но само пространство не бурлит и никуда не уносится.

Только мы сами воплощаемся в некие крючки, отождествляемся с чем-то, и тогда нас что-то начинает цеплять.

Интересна история Хуэйнена, он пробудился безо всяких буддийских практик и медитаций. Он просто собирал хворост в лесу, продавал его и этим жил. Однажды он услышал, как монах в некоем доме читает «Алмазную сутру»:

– Нигде не пребывая, дай явиться уму.

Хуэйнен услышал это: «нигде не пребывая». Я же здесь; как можно быть нигде? «Дай явиться уму».

Что на самом деле является здесь?

Можешь ли ты осознать, что здесь нет «тебя»?

Что здесь является?

Ум по-китайски обозначается тем же словом, что и сердце.

Дай явиться сердцу.

Вот это всё, что воспринимается сейчас – это сердце?

Если представить вот это в застывшем виде, то это – набор предметов.

Сердце – это один из предметов, он в груди.

Но в течении нет застывших предметов.

Нет пребывания где-то.

Нет предмета «сердце», нет предмета «я», нет «ума».

То, что является – то и является.

Вот оно. Дай ему явиться.

И тогда нет крючков, некому страдать. Некому быть несвободным.

Попробуйте осознать, запомнить и применять эту фразу. «Нигде не пребывая, дай явиться уму».

Это значит «является то, что является».

Является боль от огня. Является отдёргивание руки.

Нет несвободы.

Нет необходимости освобождаться.

Нигде не пребываешь; является то, что является.