Когда этот случай запомнили и записали, он становится "общественным случаем" – таково буквальное значение слова гунъань. Часто случай имело смысл записать потому, что вследствие взаимодействия ученик пробуждался, переживал просветление.

Шен Янь. В духе чаня

Zen Today 001. The First Practice of Bodhidharma

2018.06.25


 

Feedback from the participants:

  1. I liked it.
  2. I liked it very much. (…For example, as you reminded about the Six Paramitas, about simultaneous calmness and seeing, etc…) By the way, thank you for your web site (https://zen-do.ru/), where I read all Sheng Yen's texts during several years.
  3. I like that you explain how exactly to meditate (not like: «Just sit»), and your explanations are very practical.
  4. For me, it's hard to understand lectures, in general. On my level, I don't get many things clearly; so usually there is some mess in my head. I like your lecture better though than in the three other Dharma Centers I visited before. Also I liked the exercises. In the discussion, I would speak too, but I had not much [clear points] to hold to. You might explain terms one by one, for example: «Compassion in the first sense is… In the second sense… and so on». Also I liked that sometimes I felt in my body that you know what you explain from personal experience.
  5. It was interesting.
  6. I think you didn't answer a part of Ivan's question… (Ivan: «But I think that I got the answer»). [After additional discussion, the answer was expanded and accepted].
  7. Not so bad. Maybe you should give more of basic instructions on how to do this and that.

From the guide:

To conclude: the meeting went pretty engaging. Practitioners made good efforts in exercises and were attentive during the talk. I hope that many points could be absorbed and used in daily life.

Next time, according to the feedback, we will:

  • pay more attention to explanations of details of meditation,
  • clearly explain basic notions,
  • concentrate on how to apply Buddhist ideas in practice.

Иногда, сидя в медитации, я думал: «Что я должен делать? Надо ли повторять имя Будды? Или делать что-то ещё? Что такое медитация, на самом деле?» Я продолжал задавать себе эти вопросы, пока не превратился в большой шар сомнений. Однако, пока я был в этой школе, мои сомнения так и не разрешились.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Дзен сегодня 001. Первая практика Бодхидхармы

2018.06.25


 

Отзывы слушателей:

  1. Понравилось.
  2. Очень понравилось. (…Например, что вы напомнили про Шесть парамит, про одновременность спокойствия и видения и пр…) И, кстати, спасибо за ваш сайт (https://zen-do.ru/), на котором я уже несколько лет читаю всего Шен Яня.
  3. Понравилось, что вы объясняете, как именно медитировать (а не: «Просто сиди»), и при этом объясняете практично.
  4. Мне вообще трудно воспринимать лекции. На моём уровне бывает не всё понятно, и получается ощущение сумбура. Но у вас, по общему впечатлению, мне понравилось больше, чем в трёх других буддийских центрах, где я была. И понравились упражнения. А так, на обсуждении я тоже сказала бы что-нибудь, но мне почти не за что было уцепиться. Можно было бы объяснять понятия по одному, например: «Сострадание в первом смысле – это… Во втором смысле – … и т.д.» И ещё мне понравилось, что я иногда чувствовала, прямо телесно, что вы на своём опыте освоили то, о чём говорите.
  5. Было интересно.
  6. По-моему, вы не ответили на часть вопроса Ивана… (Иван: «А я считаю, что получил ответ»). [После дополнительного обсуждения, ответ был расширен и принят].
  7. Неплохо. Может быть, стоит больше давать базовых инструкций, как что делать.

От ведущего:

Итак, занятие прошло довольно увлекательно. Слушатели старались, выполняя упражнения, и были внимательны на беседе. Надеюсь, что многое получится усвоить и использовать в повседневной жизни.

В следующий раз, согласно отзывам слушателей, мы:

  • больше внимания уделим объяснению деталей медитации,
  • чётко будем объяснять разные понятия,
  • сосредоточимся на том, как практически применять буддийские идеи.